animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Станок для кирпича / Организация Работ По Каменной (Кирпичной) Кладке

Организация Работ По Каменной (Кирпичной) Кладке

До начала строительства надземной части здания должны быть решены вопросы организации работ по каменной кладке. С этой целью:

  • подсчитывают физические объемы работ, в том числе объемы каменной кладки;
  • выбирают методы производства основных работ с подсчетом необходимого количества рабочих по профессиям;
  • подбирают механизмы для вертикального транспорта материалов, устанавливают места расположения их и место складирования строительных материалов вокруг строящегося объекта; решаются вопросы обеспечения строительства раствором;
  • уточняют срок строительства здания вообще и время на возведение каменных стен, составляют график производства работ;
  • определяют потребность в материалах и растворе с подсчетом ежедневной потребности или ежедневного потока грузов и запасов материалов на площадке.

На основе произведенных подсчетов составляют стройгенплан (рис. 1) площадки, на котором наносят пути передвижения кранов, складирования радиусы их действия, места и размер площадок для кирпича, изделий и материалов, временные сооружения, проезды, электросеть, временный водопровод и др.

Рис. 1. Стройгенплан: 1 - панели перегородок; 2 - сборные железобетонные изделия; 3 - кирпич в пакетах; 4 - бункеры для раствора; 5 - блоки оконные, дверные; 6 - башенный кран; 7 - рельсовый путь; 8 - дорога; 9 - склады санитарно-технического оборудования и электрооборудования; 10 - склады материалов

Деление здания на захватки

До того, как начнется кирпичная кладка строящееся здание разделяют на 2 или 3 равные по трудоемкости работ части - захватки.

По высоте стен здание разбивают на ярусы, высоту которых принимают 1,1-1,2 м. При высоте этажа 3,3 м в его пределах будет 3 яруса. На рис. 1 показана разбивка здания на две захватки.

На двух захватках работы организуют в таком порядке: на одной из захваток ведут подготовительные работы (установка подмостей и заготовка материалов), а на второй ведут каменную кладку. После того как кладка будет завершена в пределах яруса, бригады меняются захватками.

Строительство здания при двух захватках может быть организовано и другим образом. Вначале возводят на всю высоту этажа стены на одной захватке, причем кладку ведут в первую смену, а подмащивание и заготовку материалов во вторую и даже третью смену. После окончания кладки на первой захватке каменщики переходят на вторую захватку, а на первой в это время монтируют перекрытие, устанавливают перегородки и готовятся к кладке следующего этажа.

При трех захватках работу следует организовать так: на одной захватке устанавливают подмости, на второй - заготавливают материалы, а на третьей - ведут кладку. Работы могут быть организованы и по однозахватной системе; тогда в первую смену работают каменщики, во вторую устанавливают леса, а в третью - заготовляют материалы.

Продолжительность работы по кладке одного яруса обычно составляет одну смену. В этом случае каменная кладка одного этажа при двух захватках и трех ярусах будет выполнена за 6 дней, а при трех захватках и трех ярусах - за 9 дней.

Организация звеньев и бригад

Каменной кладке стен предшествуют подготовительные работы: устройство подмостей и заготовка материалов. Каждая из этих работ может выполняться отдельными бригадами или звеньями одной комплексной бригады. Численный состав бригад или состав комплексной бригады устанавливается в зависимости от сроков возведения здания, объемов работ и трудоемкости их исполнения.

Темп работы отдельных бригад согласовывают между собой для обеспечения непрерывности в работе (потока).

Труд в бригаде каменщиков организуется по определенной системе, избранной в зависимости от сложности и характера конструкций и от системы перевязки кладки. Более сложные и наиболее ответственные части: закладка углов, облицовка стен снаружи, кладка наружной версты, выполняются квалифицированными каменщиками V и VI разрядов; кладка внутренней версты - каменщиками IV-V разрядов, забутка - каменщиками III и IV разрядов. Подача кирпича и раствора на стены и последующее расстилание раствора в постели особой квалификации не требуют.

Группа каменщиков, совместно ведущих кладку отдельного участка стен или отдельную часть здания, составляет звено, участок стены, на котором работает звено в течение смены, называют делянкой. Звенья каменщиков составляют из 2, 3, 4 и 5 человек. Иногда они комплектуются из 6 и даже 7 человек.

Звено «двойка» - состоит из 1 каменщика VI или V разряда и 1 подручного III разряда. При организации работ «двойкой» каменщик укладывает кирпич, а подручный подает кирпич и раствор на стену и расстилает раствор в постели. Такое звено рекомендуется использовать на кладке стен малой толщины, столбов и узких простенков, а также во всех случаях при цепной системе перевязки кладки.

Звено «тройка» включает каменщика VI и V разряда и 2 подручных III разряда. При работе «тройкой» каменщик кладет наружные и внутренние версты и проверяет правильность кладки; остальные операции расстилание раствора, подача кирпича на стену, кладка забутки и расшивка швов выполняются подручными. Такое звено целесообразно использовать на кладке кирпичных стен по многорядной системе перевязки, в которой забутка составляет большой объем работ. Звено «тройку» организуют также для кладки конструкции из бетонных и шлакобетонных камней, Ложковая кладка из таких камней осуществляется в два захода: в первый заход укладывают наружную версту, во второй - внутреннюю. Тычковыми рядами кладку ведут в один заход. При этом один подручный раскладывает камни для тычковых рядов на ребро, а для ложковых на торец, второй подручный расстилает раствор для постели и раскладывает раствор на верхнюю плоскость подготовленных к укладке камней. Каменщик, двигаясь за вторым подручным, укладывает камни на подготовленную постель, поворачивая их на 90° и прижимая к ранее уложенным камням.

В звено «четверка» входят каменщик VI или V разряда, каменщик V-IV разряда и 2 подручных III разряда. Звено «четверку» организуют для кладки стен из керамических камней с облицовкой лицевым кирпичом и без облицовки (метод Железцова). Звено работает так: один каменщик кладет наружную версту или облицовку, второй ведет кладку внутренней версты из керамических камней. К каждому каменщику-кладчику прикрепляется подручный, который подает на стену облицовочный кирпич, камень и раствор и расстилает раствор для постели и поверх подготовленных камней.

Звено «пятерка» состоит из 2 каменщиков (один VI или V разряда, другой IV разряда) и 3 подручных III разряда. Звено «пятерка» выполняет кладку глухих с несложным архитектурным оформлением стен толщиной в 2 кирпича и более. Обязанности в звене распределяются следующим образом. Один каменщик с подручным кладет наружную версту, второй, также с подручным, кладет внутреннюю версту, третий подручный подает раствор для забутки, расстилает его и кладет кирпич в забутку.

Если здание значительной длины и не имеет поперечных стен, то для кладки наружных стен целесообразно применить поточно - кольцевой метод кладки звеном «шестеркой». Это звено состоит из трех «двоек». При этом одна «двойка» кладет наружную версту, вторая - внутреннюю, а третья - забутку. Все звенья «двойки» продвигаются на захватке непрерывно по кольцу.

Размер делянки, отводимой для работы каждого звена, устанавливается в зависимости от количества рабочих в звене, трудоемкости кладки и продолжительности работы звена на делянке. Так, для звена в 2 человека при толщине кладки в 2-2½ кирпича и продолжительности работы звена на делянке в течение одной смены. Длина делянки устанавливается ориентировочно в 9 м.

Рабочее место каменщика

Организация рабочего места каменщиков происходит с учетом характера возводимых конструкций (рис. 2). При кладке сплошных стен поддоны с кирпичом и ящики с раствором устанавливаются вперемежку. Расстояние между растворными ящиками должно быть 2-3 м. При кладке простенков кирпич располагают против простенков, а ящики с раствором - против проемов. Между возводимой стеной и заготовленным материалом должен быть разрыв шириной 0,6-0,65 м (рабочая зона), необходимый для свободного передвижения каменщиков.

Рис. 2. Расположение материалов на рабочем месте: а - при кладке глухой стены; б - при кладке стены с проемами

Выбор типа подъемника

При выборе механизма для вертикального транспорта материалов и деталей учитываются высота возводимого здания, его ширина, размер и вес отдельных сборных элементов, способ доставки кирпича, раствора и т. п.

При постройке одноэтажных зданий для подъема материалов могут применяться легкие краны типа «Пионер-2», ВНИОМС, ДИП, устанавливаемые на перекрытиях здания или на металлических башнях (рис. 3).

Для зданий высотой до 8 м подача кирпича в рамках, шлака и раствора в ящиках может быть организована с помощью передвижных ленточных транспортеров.

Зная характеристику подъемных механизмов и имея сведения о потоке грузов, определяют количество кранов для обслуживания всего комплекса строительных работ. Расчет потребности кранов ведут следующим образом:

  • устанавливают груз, который кран поднимает за один прием, например 2 пакета по 200 шт. кирпича, 1 ящик или бункер с раствором емкостью 0,5 м3, 1 шт. железобетонных изделий;
  • подсчитывают количество подъемов, необходимых для подачи всего потока грузов: кирпича 20 тыс. шт. : 0,4 = 50 подъемов; раствора 12 м3 : 0,5 = 24 подъема; железобетонных изделий 40 шт. : 1 = 40 подъемов и т. д.;
  • определяют время, потребное для выполнения одного подъема того или другого груза на заданную высоту здания, учитывая при этом весь цикл работы крана: строповку груза, подъем, поворот крана, опускание груза и установку его на место, отцепку груза, прицепку порожней тары, подъем тары, поворот или продвижение крана, спуск тары и отцепку;
  • зная продолжительность цикла при подъеме каждого вида материалов, определяют общее время работы крана для подъема всего потока грузов.

Для подачи только кирпича, раствора и железобетонных изделий потребуется работа крана в течение около 2 смен в сутки.

Рис. 3. Кран ДИП, установленный на передвижной башне

Обеспечение строительства раствором

Раствор для кладки кирпича производится на центральном растворном или бетонно-растворном узле, вне строительной площадки, с доставкой раствора на постройку в автомашинах-самосвалах.

При небольшой потребности раствора допускается приготовление его непосредственно на постройке, на местном растворном узле. Построечный растворный узел (рис. 4) следует располагать в зоне работы башенного крана. Если растворный узел расположен дальше от объекта, то подачу раствора в зону башенного крана производят в бункерах по узкоколейному пути или автопогрузчиками.

Рис. 4. Растворный узел: а - план; б - разрез; 1 - растворомешалка; 2 - постамент; 3 - лоток для выгрузки раствора; 4 - дозировочный бачок для известкового теста; 5 - бункер для песка; 6 - пескосеялка; 7 - элеватор ковшовый; 8 - вибролоток; 9 - бункер для подогрева песка; 10 - весовой дозатор для цемента; 11 - скиповый подъемник; 12 - растворонасос; 13 - насос для перекачки известкового теста; 14 - бункер для цемента; 15 - бункер для известкового теста.

Складирование материалов

Материалы и изделия необходимо располагать в непосредственной близости от путей башенных кранов, с тем чтобы с одной стоянки крана можно было взять материал и подать его на рабочее место. Расположение материалов и изделий показано на стройгенплане (см. рис. 1). Примерная потребность в площадях для складирования кирпича приведена на рис. 5.

Рис. 5. Площади, потребные для складирования кирпича пакетами на поддонах. (Прим.: 1. Пакеты кирпича на поддонах 610x1030 мм устанавливаются спаренными лентами, ширина которых равна двум длинам поддона. 2. Количество кирпича на поддонах определено при весе 1 шт. кирпича 3,3 кг.)

Доставка кирпича и раствора на строительство

  • При выборе способа транспортирования материалов следует избегать перегрузочных операций, которые приводят к уменьшению оборота машин, увеличению трудовых затрат и порче материалов и изделий. Поэтому кирпич должен доставляться обязательно в контейнерах или пакетами на поддонах, а раствор - в бункерах или на автомашинах-самосвалах с перегрузкой в бункеры.
  • Контейнеры для доставки кирпича состоят из деревянных поддонов и металлических стенок ограждения. После доставки кирпича на рабочее место стенки ограждения снимаются.

При доставке кирпича в пакетах на поддонах сменным инвентарем являются только поддоны. Для предохранения пакетов кирпича от рассыпания в пути в автомашинах устанавливаются дополнительные бортовые ограждения, являющиеся постоянным оборудованием автомашин.

Для подъема пакетов на заводах и на постройках используют специальные захватные приспособления.

Способ доставки кирпича пакетами на поддонах экономичнее, чем контейнерный. При пакетной доставке расход металла по сравнению с доставкой контейнерами сокращается в 5-6 раз, а стоимость и трудоемкость перевозок снижаются на 15-20%.

Рекомендуются два вида комплектов оборудования для доставки кирпича в пакетах на поддонах. Отличаются они друг от друга различными устройствами захватных приспособлений.

Одна производится на поддонах с крючьями (рис. 6) на 170-230 шт. кирпича (вес пакета 0,75 т) или на поддонах 390x1030 мм на 100-140 шт. кирпича (вес пакета 0,5 T).

Рис. 6. Поддон и футляр для пакетной доставки кирпича: а - поддон размерами 520x1030 мм; б - футляр на 2 пакета

Пакеты поднимают, зацепляя футляры (рис. 6, б) или траверсы (рис. 7) за крючья поддонов. При перевозке на автомашинах пакеты устанавливаются поперек кузова в один ряд.

Рис. 7. Траверсы для подъема кирпича на поддонах: а - траверса с двумя прутковыми боковинами на 2-3 поддона размерами 520x1030 мм или на 3-4 поддона размерами 390x1030 мм; вес траверсы 75 кг; б - траверса с двумя прутковыми боковинами на 4-6 поддонов размерами 520x1030 мм или на 6-8 поддонов размерами 390x1030 мм; вес траверсы 155 кг.

По второму способу кирпич доставляют на поддонах с двумя брусками снизу (рис. 8) на 160-230 шт. кирпича (вес поддона 0,75 т). Пакеты поднимают, подводя вилочный захват под поддон. При перевозке в автомашинах пакеты устанавливают поперек кузова в два ряда. Таким образом, с боков они зажаты основными бортами автомашины. Позади пакетов устанавливается дополнительный прижимной борт.

Рис. 8. Вилочный подхват с поддоном: а - поддон размерами 610x1030 мм; б - схема работы вилочного подхвата

  • Раствор с растворного узла к строящемуся объекту можно доставлять на автомашинах-самосвалах, в бункерах по узкоколейному пути и другими способами.

Для приема раствора из автомашин у строящегося здания, в зоне действия кранов, устанавливают бункеры с приставными эстакадами для въезда автомашин. Подобные бункерные установки емкостью 2,2 м3 разработаны Криворожстроем (рис. 9). Для выгрузки раствора и для дополнительного перемешивания его бункер оборудован шнеком, расположенным в нижней его части.

Рис. 9. Шнековый бункер для приема-раздачи и дополнительного перемешивания раствора: 1 - корпус бункера из листовой стали толщиной 3 мм; 2 - вал шнека 60 мм с лопастями; 3 - рама под бункер из швеллеров №12; 4 - шибер; 5 - рычаг; 6 - электромотор 6,3 квт.

Для подачи раствора от шнекового бункера к месту работ башенными кранами применяются двухсекционные бункеры (рис. 10) с секциями емкостью по 0,1 м3, что соответствует емкости инвентарных металлических растворных ящиков.

При подаче раствора от местного растворного узла вагонетками используется бункер емкостью 0,5-0,75 м3, который подается на перекрытие и устанавливается на специальном постаменте. Дальше раствор развозят тачками.

Рис. 10. Промежуточный бункер для раствора емкостью 0,2 м3: 1 - корпус бункера толщиной 3 мм; 2 - перегородка между бункерами толщиной 3 мм; 3 - верхняя обвязка из уголка 25x25x4 мм; 4 - скобы 12 мм; 5 - стойки 50x50x6 мм; 6 - дверцы; 7 - коленчатый рычаг; 8 - нижняя обвязка 50x50x6 мм; 9 - растворный ящик