animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Станок для кирпича / История Брусчатки

История Брусчатки

Следует отметить, что сборные бетонные дорожные покрытия с давних пор привлекали внимание многих ученых и инженеров в области дорожного строительства. За рубежом, история брусчатки начинается с 20…30 годов ХХ века в Чехословакии, Германии и Франции. Уже с 1926 г. во Франции для покрытий тротуаров и автомобильных дорог стали использовать бетонные блоки в форме простых прямоугольных параллелепипедов высотой 7…10 см, длиной 22…30 см и шириной 10.5…12.5 см. В 1934 г. в Чехословакии было устроено около 30000 м2 мостовой из блоков с криволинейными выступами и впадинами. В США сборные покрытия из бетонных плит размером 30х30х10 см устраивают там, где затруднена работа машин и механизмов, например в тоннелях, на узких проездах и тротуарах. На 1986 г. в стране производилось свыше 2 млн м2 мелкоразмерных плит. В Германии, в 1963 г. были опубликованы нормы на бетонную брусчатку DIN 18501. Уже в 1964 г. было уложено 70 млн. шт. профилированной бетонной брусчатки, что составляло около 300 км дорог шириной 7 м. В Нидерландах только в 1976 г изготовлено 15.8 млн. м2 бетонных тротуарных плит и блоков с размерами в плане 211 х 105 и 211 x 69 мм и толщиной 70-120 мм. Во Франции в 1967 г. в строительные организации уже поступило 14 млн. м2 плит, а в 1978 г. выпуск плит достиг 44 млн. м2. В 1990 г. в Великобритании выпущены нормы на проектирование и строительство дорожных покрытий из кирпича и бетонных блоков.

Историю появления брусчатки в России можно связать с Санкт-Петербургом, где еще в ХVIII веке появились булыжные мостовые. С 1714 года Петр I издал Указ, в котором велел доставлять в город дикий камень. Как раз в это время в городе началось строительство булыжных мостовых. 11 ноября 1816 года император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах». Тротуары устраивались «из гранитных камней или плит» шириной два аршина (около 1,5 метров) по обеим сторонам улиц. В конце 20-х годов была найдена новая технология мощения дорог - деревянными шашками. Цементно-бетонные плиты начали использовать для строительства тротуаров в конце ХIХ и начале ХХ в. Однако, в дальнейшем, в дорожном строительстве и благоустройстве в основном использовались крупноразмерные железобетонные плиты.

В середине 90-х годов в истории брусчатки отмечается второе рождение. В Санкт Петербурге, в 1997 г., с использованием камней мощения выполнено благоустройство нескольких торговых зон, дворов на улице Маяковского, начаты работы по созданию пешеходной зоны на Малой Конюшенной улице. Позднее выполнено мощение площади перед Храмом Спаса-на-Крови (1997 г.), тротуаров у здания Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте (1998 г.), дворов на Малой Садовой улице (1998 г.). В 1996-1998 гг. открыты пешеходные зоны в историческом центре на Малой Конюшенной улице, Малой Садовой, пешеходная зона Дворы Капеллы, а также выполнено мощение тротуаров Литейного и Владимирского проспектов. Позднее, осуществлена реконструкция Среднеохтинского проспекта (мощение 7075 м2), Заневской площади и Заневского проспекта (мощение 26371 м2). В этом же году была открыта самая большая в России пешеходная зона на Большой Московской улице (мощение 15000 м2).

Начало производства брусчатки

До 70-х годов XX столетия тротуарную плитку в СССР выпускали в сравнительно небольших количествах. Требовавшие использования форм вибролитьевые технологии не позволяли наладить действительно массовое крупнотоварное производство и, соответственно, сделать бетонную брусчатку достаточно дешевой и экономически конкурентоспособной с асфальтом. Кроме того, не была привита существовавшая к тому моменту на Западе культура потребления этого продукта. Хотя история использования брусчатки имеет давние традиции на территории бывшей Российской империи: особенно на ее западных окраинах (Прибалтике, например) и Юге.

В начале двадцатого столетия в Вильнюсе успешно работал инженер Трелинский. Используемая им технология выглядела следующим образом. Бралась форма, на дно которой высыпался высокопрочный щебень, сверху его покрывали слоем песчаного бетона, и рабочие с помощью трамбовки уплотняли смесь. Сделанным тогда плиткам уже почти век, а некоторые до сих пор продолжают служить. (В компании «Шлоссер» использовалось другое решение. На тележке с одним колесом устанавливалась форма, туда заливался достаточно жесткий бетон. Сверху ставился пригруз. Рабочий бегал, толкая впереди себя эту тележку по ребристой поверхности (гребенке). Тележка тряслась, пригруз создавал давление - вот он, прообраз вибропрессования ручным способом).

Вибропрессованная брусчатка - первые шаги

В 70‑е годы тогдашний руководитель Московского горкома партии Виктор Васильевич Гришин во время одного из своих визитов в ФРГ обратил внимание на то, что улицы немецких городов повсеместно вымощены бетонной плиткой (которая естественным образом продолжила традицию мощения каменной брусчаткой, на протяжении многих веков существовавшую в Европе). Он оценил не только красоту, но и функциональность такого рода покрытий и решил перенести этот опыт на столичные улицы. Тогда же была достигнута договоренность с фирмой «Шлоссер» о демонстрационной (опытной) укладке тротуарной плитки, произведенной на ее оборудовании, непосредственно в Москве с тем, чтобы отечественные специалисты на месте оценили преимущества этой технологии и в дальнейшем, возможно, это оборудование было закуплено. Из Германии приехало несколько груженых плиткой грузовиков, в сопровождении небольшой делегации. Первый пробный участок для мощения был выбран перед зданием ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза). (Среди первых мест столицы, где нашла применение вибропрессованная брусчатка, были также площадь у Никитских ворот и тротуар у Бауманского райкома партии). Очевидцы тех событий до сих пор помнят удивление, охватившее присутствовавших при виде того, как без всяких церемоний немцы свалили в кучу бетонную брусчатку на мостовую (в нашей стране к производившимся в небольших количествах вибролитым плиткам привыкли относиться максимально бережно, боясь неловким движением повредить эти весьма хрупкие изделия), и при виде рабочего, также привезенного из Германии, который без особых технических приспособлений с необыкновенной скоростью и сноровкой стал эту брусчатку красиво и ровно укладывать.

Позже выяснилось, что это не случайный человек, а профессиональный демонстратор, которого компания возила по разным странам, чтобы показать технологичность и эстетичность этого вида покрытия уже на стадии мощения. И, действительно, не оценить достоинства нового материала было невозможно. Брусчатка не только легко укладывалась, она столь же быстро извлекалась при необходимости добраться до подземных инженерных коммуникаций, а потом без всяких повреждений возвращалась на свое место. В общем, демонстрация нового материала и технологий удалась, однако оборудование у компании «Шлоссер» тогда приобретено не было. Выяснилось, что в аналогичном направлении (использование жестких и сверхжестких бетонных смесей, в том числе и для производства мелкоштучных бетонных изделий, а также создания оборудования для реализации этих технологий) велись работы и в нашей стране. Занимались этим в одной из лабораторий, созданных под руководством профессора Николая Васильевича Михайлова, выдающегося советского ученого-химика, создавшего т. н. «новую» теорию бетона, основанную на более целенаправленном и масштабном привлечении фундаментальных наук (прежде всего, химии, физики и математики) для объяснения процессов, происходящих на всех стадиях производства бетона, что помимо научного имело огромное практическое значение. Начав свою научную деятельность в Институте физической химии, Н. В. Михайлов ушел оттуда и создал лабораторию для исследования песчаных бетонов - т. е. бетонов без крупного заполнителя. (Он является также одним из основоположников этого направления в отечественной науке о бетонах, очень важного и актуального особенно для регионов, в которых отсутствуют залежи соответствующего нерудного сырья и качественный крупный заполнитель является дефицитом). После того как В. В. Гришину сообщили, что такие разработки ведутся в нашей стране, он, глубоко заинтересовавшийся этой проблематикой, вызвал к себе работающих в данном направлении ученых и после общения с ними дал их работе «зеленый свет», что придало серьезный импульс отечественным разработкам в области вибропрессового (или, правильнее, виброформовочного) оборудования для производства бетонных элементов благоустройства.

Но профессор Михайлов более интересной для себя видел теоретическую сторону вопроса и хотел изучить ее более досконально, прежде чем приступать к внедрению новых технологий в промышленное производство. Иногда экспериментальные работы находили выход в практической плоскости. Например, в начале 70‑х при подготовке к проведению одного из очередных московских кинофестивалей на экспериментальных установках, созданных в его лаборатории, была произведена партия вибропрессованной брусчатки, которой замостили площадь перед кинотеатром «Россия» (сегодня он называется «Пушкинский». По иронии судьбы - сейчас это пространство покрыто асфальтом). Образцы той первой брусчатки из песчаного бетона, представлявшей небольшие квадратики с рельефным рисунком в виде завихрений, еще можно встретить в некоторых местах Москвы (например, на Шаболовке). Уложенная в 1973-1974 годах, брусчатка даже там, где ее, по меньшей мере, раза три перекладывали, хорошо сохранилась - трещины встречаются не более чем на двух процентах. Конечно, она основательно истерта, но следов размораживания и выкрашивания не имеет.

После Н. В. Михайлова как непосредственно исследования, так и работу по их внедрению в промышленное производство возглавил новый директор - Алексей Георгиевич Горшков - очень квалифицированный специалист и великолепный организатор. С его приходом экспериментальные работы и теоретические исследования активизировались. Упор делался на дорожный бетон. (На фоне уже набравшего ход масштабного производства ЖБИ и крупнопанельного домостроения стеновые блоки стояли в последних строках повестки дня. Их производством в нашей стране занялись позже, чем элементов мощения. За образец была взята установка американской компании Besser. Но она была вырвана из контекста. Ведь в компании Besser блоки не просто самостоятельный продукт. Это сегмент целостной домостроительной системы, которую можно было бы с определенной поправкой на российские условия, прежде всего климатические, заимствовать, но лучше целиком).

Уже в 1974 году, на почти, как говорится, «пустом месте» (до этого на этой промплощадке был полигон, на котором выпускали сваи из очень подвижных смесей) был запущен завод ЖБИ №17, оснащенный исключительно отечественным оборудованием. В новом цехе было смонтировано три технологические линии - для производства брусчатки, бортового камня и аэродромных плит. Линия бортового камня производила 45 тыс. куб. м изделий в год. Огромные объемы: если перевести в метры, получается 1,5 тыс. км в длину - расстояние от Москвы до Сочи. Но именно такое количество Москве и было нужно. Прежде бортовой камень в Москве делался в формах из очень тяжелого подвижного бетона. Но через 2-3 года вследствие постоянно чередующихся размораживания замораживания он выходил из строя, и его приходилось перекладывать - а это огромный объем работы, сопряженный с неудобствами для города. Песчаный бетон служил гораздо дольше.

Тогда же были разработаны первые альбомы тротуарной плитки. И все же, поскольку объемы производства мелкоштучных бетонных изделий были небольшими, отношение к ним было соответствующим - по остаточному принципу. Поэтому многие исследования по вибропрессованию жестких и сверхжестких бетонных смесей канули в лету, так и не дойдя до производства, а если и дошли, то зачастую в виде предрассудков, ложных суждений, поверий и т.д.

Производственники продолжают оперировать понятиями жесткости, подвижности, что для жестких бетонных смесей неприемлемо, поскольку они изначально жесткие и неподвижные. До сих пор отсутствуют методы определения удобоукладываемости сверхжестких бетонных смесей. Работа с жесткими смесями изначально требует других подходов, хотя они по химическому составу близки к обычным, но по реологическим отличаются принципиально, требуя более интенсивных, а иногда просто абсолютно других методов формования. Что тогда, да и теперь понимают далеко не все.