Одним из главных параметров, характеризующих натуральный декоративный камень, является цвет, восприятие которого обусловлено различным распределением энергии по спектру светового потока, попадающего в зрительный анализатор. Цвета разделяются на хроматические, отнесенные к I категории цветности, и ахроматические, отнесенные соответственно ко II категории цветности.
Среди хроматических цветов выделяют основные из них - желтый, синий и красный и составные из них, образующиеся в результате слияния двух или трех основных: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Смешиванием основных хроматических цветов достигается также множество промежуточных.
Из ахроматических цветов выделяют черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета. Медицинскими исследованиями подтверждается, что человеческий глаз способен различать до 300 ахроматических оттенков, отличающихся друг от друга степенью светлоты.
Цвет облицовочного камня обусловлен химическим составом горной породы и содержанием в ней примесей. Так, соединения кальцита и доломита имеют белый цвет, углистые и другие органические соединения дают серые тона, соли марганца и оксиды железа обусловливают розовые цвета, хлоритовые и серпентинитовые частицы пород вызывают зеленые тона, закисное железо фонирует серые, черные и бурые расцветки.
Кварц, полевые шпаты и темноцветные компоненты определяют цвет изверженных пород. Кварц сам по себе бывает бесцветен, черный, лилово-розовый и даже голубой. Полевые шпаты имеют красную, розовую, желтую или серую окраску в зависимости от фазового состава и состояния оксидов железа. Роговая обманка, эпидот темнят граниты, придавая им зеленые оттенки.
Цвет камня характеризуется: цветовым тоном λ, насыщенностью Р и светлотой В. Цветовой тон определяется доминирующей длиной волны спектрального цвета λ, выражаемой в нанометрах, измерения которой производятся с помощью спектрофотометров типа СФ-Ф0 или калориметрами типа KHO-3 и компараторов цвета.
Примерные границы участков спектра для основных цветов природных облицовочных и поделочных камней, добываемых в нашей стране, приведены в таблице на рис. 1.
Рис.1. Ориентировочные границы участков спектра для основных месторождение поделочного и облицовочного камня
Под насыщенностью цвета Р следует понимать степень разбавления спектрального цвета белым. Насыщенность спектральных цветов равна единице, ахроматических - нулю. Насыщенность цветовых тонов достигается прибавлением любого ахроматического тона. Так, прибавление черного цвета дает темно-синие, зеленые, темно-коричневые тона, а добавление белого цвета обусловливает розовые и бледно-голубые тона. Степень насыщенности камней хроматических цветов делится, как видно из таблицы на рис. 2, на четыре категории.
Рис. 2. Категории насыщенности цвета облицовочных камней основных месторождений СНГ
Светлота В характеризуется степенью интенсивности отражения света поверхностью камня. Она измеряется блескомером типа БФ-2 в процентах к светлоте эталона и используется для характеристики камня ахроматического ряда в соответствии с семиступенчатой шкалой, предложенной ВНИПИИСтромсырьем (рис. 3).
Рис. 3. Семиступенчатая шкала светлоты камня
Изменение светлоты темных тонов улавливается зрительным анализатором легче, чем светлых. Крайние ступени (1 и 7) отвечают понятию «черный» и «белый» камень, серые и цветные камни характеризуются пятью промежуточными ступенями с диапазоном светлоты 5,7-56,0%. Наиболее декоративными камнями ахроматического ряда считаются белые и черные. Высокая степень светлоты камня воспринимается человеком как радостная, легкая, а низкая светлота как печальная, тяжелая.
ВНИПИИСтромсырьем составлена классификация природных облицовочных камней ахроматического ряда, учитывающая различную степень декоративности в зависимости от светлоты (рис. 4).
Рис. 4. Классика декоративности камня ахроматического ряда в зависимости от светлоты
Чем больше светлота камня, тем сильнее воздействие цветового тона на зрительный анализатор. Аналогично воздействует и контрастность рисунка.
Белые и серые камни почти всегда имеют цветовые оттенки с малой насыщенностью, определяемые термином «теплые» (желтые, кремовые) или «холодные» (голубоватые). «Холодные» тона, как правило, повышают декоративность белых и серых камней, «теплые» тона снижают декоративность камней серых оттенков.
При оценке декоративности камня дополнительно учитывается ряд других важных признаков: цветовое предпочтение (уникальность), игра тонов основного цвета, сочетание цветов. Цветовое предпочтение характеризует степень редкости и оригинальности расцветок данного образца по сравнению с другими природными камнями.
По цветовому предпочтению камни подразделяются на 3 категории: І - уникальные, редко встречающиеся в природе; ІІ - сравнительно редко встречающиеся в природе; ІІІ - рядовые (рис. 5).
Однородность цвета характеризует степень однородности расцветки у одноцветных камней и степень однородности основного цвета у многоцветных камней. По этому признаку облицовочные камни разделяются на однородные и неоднородные.
Признак сочетания цветов учитывает степень соответствия окраски камня основным положением колористики по цветовым контрастам и цветовой гармонии. По сочетанию цветов камни подразделяются на 3 категории:
- полихромные с благоприятным сочетанием цветов в пределах нюансных гармоний;
- монохромные, с гармоничными отклонениями от доминирующего тона;
- полихромные с неблагоприятным сочетанием цветов.
Рис. 5. Классификация камня по цветовому предпочтению