animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Станок для кирпича / Тротуарная Бетонная Брусчатка Гост

Тротуарная Бетонная Брусчатка Гост

В настоящее время большое внимание городских властей уделяется вопросам благоустройства территорий различного назначения. Неотъемлемая часть благоустройства - удобные, красивые и долговечные вымощенные дорожки и площадки.

Как правило, для мощения в современных условиях используется искусственный бетонный камень. Искусственный камень мощения (плитка, блок, брусчатка) – это бетонный элемент, который может иметь различную форму, цвет и размеры, соответствующие действующим нормативным документам. Основные параметры мощения тротуарной бетонной брусчаткой оговариваются в ГОСТ 17608- 91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» и ТУ 5746-001–33157194-97«Камни искусственные покрытий дорог». Сочетая цвета и формы камней мощения, создают различные рисунки дорожного покрытия.

Дорожные покрытия из искусственных камней мощения - экологически чистые, долговечные, легко демонтируются и восстанавливаются при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. Указанные преимущества, по сравнению, с другими дорожными покрытиями, обусловили широкое распространение мощения во многих городах России.

Возрастающие с каждым годом объемы производства искусственных камней мощения и объемы строительства из них, требуют современной нормативно технической базы по проектированию, строительству и эксплуатации дорожных покрытий из них.

Дорожное покрытие из бетонных камней мощения непосредственно воспринимает воздействие от автомобильного и пешеходного движения, а также от атмосферных факторов. Поэтому, искусственный камень должен обладать достаточной прочностью, износостойкостью, а также требуемой шероховатостью.

Недостаточная прочность тротуарного камня приводит к его разрушению в результате работы уборочной техники и движения автотранспорта, обслуживающего прилегающие территории (торговые точки, магазины). Верхний, декоративный слой тротуарного камня, вследствие недостаточной износостойкости, может быстро стираться под воздействием интенсивного движения. В Новой Зеландии, бетонные блоки, хорошо зарекомендовавшие себя в покрытиях на проезжей части, относительно быстро изнашиваются под воздействием интенсивного пешеходного движения. Особенно, интенсивный износ бетонных блоков наблюдается при ходьбе на высоких каблуках (высокие сосредоточенные нагрузки).

По некоторым данным интенсивность пешеходного движения в центральных районах крупных городов составляет свыше 3000 чел/час. Поэтому, к бетонным блокам для покрытий пешеходных дорожек предъявляют специальные требования по истираемости и износостойкости. В осеннее зимний период, когда покрытие подвергается воздействию атмосферных осадков, очень важно обеспечить благоприятные условия движения для пешеходов. Поверхность тротуарного камня должна иметь достаточную шероховатость. Сцепные свойства лицевой поверхности камней мощения нормативно не регламентируются, что, в отдельных случаях, приводит к травматическим случаям на дорожном покрытии.

Принято считать, что срок службы бетонных камней мощения в дорожном покрытии до его первого капитального ремонта составляет несколько десятков лет. Подобную информацию можно найти в рекламных проспектах некоторых фирм производителей искусственных камней. Данные по периодичности ремонта дорожных покрытий из искусственных камней мощения в нормативной и методической литературе отсутствуют.

Периодичность ремонтных работ цементобетонных и булыжных дорожных покрытий приведена в таблице на рис. 1.

брусчатка бетонная гост

Рис. 1. Периодичность ремонтных работ покрытия из брусчатки

Так как дорожные покрытия из искусственных камней мощения, также как и мостовые из булыжного или колотого искусственного камня относятся к мелкоштучным – можно предположить, что их средний ремонт должен осуществляться через 9 лет, а капитальный через 24 года. На практике, сроки эксплуатации дорожных покрытий из бетонных камней мощения до среднего или капитального ремонта значительно меньше. Так, например, дефекты камней мощения дорожного покрытия одной из первых пешеходных зон Санкт-Петербурга уже возникли через три-четыре года эксплуатации. Такое развитие событий, конечно же, неблагоприятно для инвесторов, строителей и производителей камня мощения.

С. А. Анохин и В. Д. Кузнецов (БелГТАСМ) на одной международной научно-практической конференции указали причины разрушения тротуарной плитки, которые можно встретить и на улицах российских городов:

  • Отшелушивание декоративного поверхностного слоя - дефект, который является следствием либо неуплотнения изделий, либо нарушения структуры поверхностного слоя в ходе снятия отформованных и уплотненных изделий в ходе с вибрационного лотка и складирования продукции. К сожалению, качество бетонной брусчатки не всегда соответствует ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия», а также Техническим условиям предприятия изготовителя. В книге «Независимый контроль и надзор в дорожном строительстве» О. П. Афиногеновым отмечается, что: «Дорожностроительные материалы, полностью отвечающие требованиям нормативных документов, применяются около 60 % подрядчиков».
  • Очистка от ледовой корки тротуаров с помощью ледоколов и ледорубов в период зимней эксплуатации покрытий из искусственных камней мощения элементов нарушает структуру верхнего слоя.
  • Особенно большое количество разрушенных плиток наблюдается в местах расположения смотровых и канализационных люков. Разрушения такого рода объясняются недостаточностью подготовки оснований перед укладкой плитки, наличием динамических усилий в местах примыканий.
  • Иногда, появление дефектов на дорожном покрытии или разрушение камней происходит вследствие некачественных работ по строительству.

Все указанные выше дефекты бетонных камней мощения, проявляющиеся в процессе эксплуатации, препятствуют удобному и безопасному движению пешеходов по дороге, повышают вероятность травматизма. Кроме того, отсутствие в настоящее время нормативных и методических документов не позволяет однозначно оценивать эксплуатационное состояние дорожного покрытия из камней мощения и принимать решение по его ремонту.

Под эксплуатационным состоянием понимается степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания. В требованиях к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения регламентируется порядок оценки транспортно эксплуатационного состояния асфальтобетонных дорожных покрытий. Основой же для принятия решений эксплуатирующими организациями о проведении ремонтных работ на дорожных покрытиях из искусственных камней мощения является визуальная оценка их состояния.

В ФГУП «Союздорнии» была разработана система оценки асфальтобетонных покрытий, учитывающая их фактическое состояние:

  • хорошее - трещин нет, просвет под рейкой длиной 2 м меньше 10 мм;
  • критическое - трещин нет, просвет под рейкой 10…20 мм;
  • плохое - трещины по всей колее, просвет под рейкой более 20 мм.

Данная шкала позволяет конкретизировать результаты визуальных осмотров и может быть использована для оценки состояния покрытий из бетонных камней мощения в части определения ровности.

Помимо условий по ровности следует установить требования к участкам дорожного покрытия с дефектами лицевой поверхности бетонных камней мощения в расчете на единицу площади. Например, в ГОСТ Р 50597-93 приведены предельные размеры повреждений по площади асфальтобетонных и цементобетонных, отнесенные к единице измерений, принятой за 1 тыс. м2 покрытия.. Площадь повреждений составляет от 0,3 до 2,5 м. кв. на 1 тыс. м2 покрытия. Предельные размеры отдельных разрушений не должны превышать по глубине 5 см, по длине – 15 см и по глубине - 60 см.

Создание стандартных методов контроля за состоянием дорожных покрытий из бетонных камней мощения связано с проведением научных исследований, включающих работы в лабораториях, натурных условиях.

Обновление, совершенствование и расширение имеющейся в нормативно-технической базы, регулирующей производство и применение материалов, изделий и конструкций, используемых в дорожном строительстве и благоустройстве, напрямую связано с улучшением качества выполняемых работ и сроков службы объектов благоустройства, эффективностью расходования бюджетных средств, выделяемых на ремонт и строительство объектов благоустройства.