animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Станок для кирпича / Правильное Применение Брусчатки

Правильное Применение Брусчатки

Современное предприятие должно не только производить товары, но и обеспечивать покупательскую способность для их потребления. Именно поэтому, многие производители камней мощения не только постоянно расширяют ассортимент форм, улучшают качество продукции, обслуживание клиентов и внедряют новые технологии, но и организовывают дочерние строительные компании по выполнению работ по мощению. Действительно, конечная продукция для потребителей искусственных камней мощения – удобные, долговечные, красивые мощеные дороги и площади. С этой позиции, важно производить не только качественный камень мощения, но и грамотно выполнять проект, строительные работы и вести эксплуатацию мощеных дорожных покрытий.

Россия имеет богатую историю мощения. Мостовые, строились в Санкт-Петербурге с начала 18 века. Первые мостовые были дощатые, в дальнейшем применялись различные способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлическое и др. До сих пор, при ремонте и реставрации некоторых объектов в центральной части города, вскрываются участки старинной мостовой. Например, в 2004 году, при реконструкции Певческого моста через Мойку, между внутренними слоями дорожных покрытий обнаружился участок мостовой, вымощенной достаточно редко встречающимся в Петербурге материалом – брусчаткой размером 100х100х200 мм, выполненной из песчаника. При замене асфальта у Казанского собора под пятью слоями асфальта находились три слоя булыжной мостовой начала XIX века.

Современное применение брусчатки (мощение), как правило, выполняется из искусственного бетонного камня (плитки, брусчатки). Искусственный камень мощения - это бетонный элемент, который может иметь различную форму, цвет и размеры. Основные параметры камней мо­щения оговариваются в ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» и ТУ 5746- 001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог». Толщина камней мощения по действующим нормативам должна быть не менее 60 мм, площадь опорной поверхности-не более 0,05 м2, длина - не более 28 и 30 см соответственно для прямоугольных в плане и фигурных камней. Основные технические характеристики выпускаемых бетонных плиток: прочность на сжатие – М 300…400; морозостойкость – F 200; истираемость – 0,7 г/см2. Камни мощения – долговечный и прочный строительный материал. Так, плитка толщиной 80 мм может применяться на въездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось до 6 тонн. Для территорий с повышенными нагрузками следует применять камень толщиной 100…120 мм. Производство таких камней особенно актуально в настоящее время, когда интенсивно идет строительство. Искусственные камни мощения могут быть с успехом использованы не только в дорожном строительстве, но и в благоустройстве: при устройстве ступеней лестниц, оформлении элементов малых архитектурных форм – цветочных клумб и подпорных стенок.

К сожалению, не все производители уделяют внимание качеству изделий, тем более, что в сезон дорожных работ и благоустройства (май-сентябрь) спрос иногда превышает предложение. Недостаточная прочность применяемой брусчатки приводит к ее разрушению в результате работы уборочной техники и движения автотранспорта, обслуживающего прилегающие территории (торговые точки, магазины). Верхний, декоративный цветной слой брусчатки, вследствие недостаточной износостойкости, может быстро стираться под воздействием интенсивного пешеходного движения. Так интенсивность пешеходного движения по тротуарам, (в обоих направлениях по двум сторонам от проезжей части) в центральном районе города, составляет свыше 3000 чел/час. В результате покрытие теряет свою художественную привлекательность. Гуляя по городу, иногда, можно встретить разрушенный камень мощения, который не выдержал условий эксплуатации.

Обеспечение качества производства - комплексная задача, зависящая от многих факторов: оборудования, оснастки, производственного процесса, инертных материалов и др. Производители брусчатки по технологии вибролитья используют пластиковые формы, которые бывают польские, китайские, российские и т.д. Но их всех объединяет одно: они изготовлены из переработанного полипропилена, который быстро деформируется и после трех циклов производства плитки с ним нужно безжалостно расставаться. Но многие фирмы не хотят выбрасывать формы и будут «добивать» их до конца, пока материал окончательно не растянется. А это значит, что края готовой тротуарной плитки будут деформированы и их невозможно будет стыковать при укладке. Действительно, вопросы качества, по-существу, остаются на совести производителей. В ТУ 5746-001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог» в разделе «Правила приемки» указывается: «Независимо от методики приемосдаточных испытаний изготовитель обязан гарантировать, что каждый искусственный камень, переданный им потребителю, отвечает требованиям, установленным в настоящих ТУ. Контроль качества изделий на объекте строительства, непосредственно перед укладкой в покрытие – задача практически невыполнимая, так как отсутствует нормативная методика оперативного контроля технических характеристик камней мощения».

Дорожное покрытие из брусчатки

В свое время значительным шагом вперед по благоустройству территорий стало применение для дорожного покрытия бетонной брусчатки. Сегодня, камни мощения, преимущественно серого цвета, стали распространенным явлением на тротуарах и дорогах городов. Однако и они, применяемые в большом количестве в качестве дорожного покрытия, формируют типовую среду; мощение несет преимущественно практическую функцию, обеспечивая движение транспорта, подъезды и подходы к зданиям и сооружениям, водоотвод. Тем самым, в полной мере, не раскрываются возможности мощения – использование различных цветов и форм камней мощения для создания оригинальных, неповторимых рисунков дорожного покрытия. Подсчитано, что при ходьбе более 30 % времени человек смотрит себе под ноги и ему не безразличен характер (рисунок, цвет) покрытия тротуаров и дорожек. Это важно и потому, что поверхность земли воспринимается не только с уровня глаз человека, но и со многих других видовых точек: из окон и лоджий зданий, с плоских крыш, эстакад. Для пешеходов важны удобство и информативность покрытий. Фактурой, цветом, рисунком покрытия облегчается ориентация в пространстве – обозначаются переходы, стоянки, остановки, зоны отдыха, торговли и т. д.

Почему же тогда проектировщики и строители отдают предпочтение камню серого цвета, а у производителей – это самый востребованный вид продукции? Причины – его стоимость и действующая конкурсная (тендерная) система на строительство и реконструкцию объектов благоустройства в городах. Стоимость камня мощения серого цвета на 15…20 % дешевле цветного. По системе «госзакупки», камень мощения закупается организацией выигравшей в конкурсе не из его эстетических характеристик, а главным образом ориентируясь на цену.

В результате применяется очень много серой брусчатки, не выделены различные зоны (например, зоны движения транспорта), отсутствуют велосипедные дорожки. Это происходит в результате того, что для заказчиков сегодняшняя экономия важнее долгосрочных перспектив. Беспокоит, что при проведении тендеров предпочтение в первую очередь отдается подрядчику, предложившему минимальную цену. В результате в погоне за минимизацией расходов, страдает качество проводимых работ, используются технологии и материалы с меньшим сроком службы. В дальнейшем это сводит на нет всю экономию.

Современная технология производства позволяет изготавливать камни мощения разнообразных цветов, с различными вариантами лицевого слоя: гладким или фактурным (размытым). В первом варианте лицевой слой выполняется только из песчано-цементной смеси, а во втором варианте – с включением заполнителя. В качестве заполнителя могут применяться такие материалы, как крошка, щебень из природного камня и гравия. На заключительной стадии производства декоративный заполнитель лицевого слоя освобождается от цементной оболочки посредством подачи воды под высоким давлением - происходит процесс размыва. Подобные способы механической обработки бетонных изделий, придают их поверхности декоративный вид и улучшающий эксплуатационные качества. По сравнению с традиционно выпускаемыми камнями, камни с соответствующей обработкой обладают большей прочностью и износостойкостью, имеют выразительную декоративную поверхность. Помимо размыва, за рубежом и уже в отечественной практике используется дробеструйная обработка, шлифование и фрезерование. Дорожное покрытие с использованием фактурных камней мощения уже можно увидеть на некоторых тротуарах города.

В первые годы возрождения мощеных дорожных покрытий (середина 90-х годов) вскрылись недочеты, допущенные при их строительстве и проектировании. Одна из проблем, которая остается актуальной до сих пор – гидроизоляция подземных частей зданий.

Дорожное покрытие из искусственных камней мощения, в отличие от асфальтобетонного, за счет большого количества швов, пропускает воду в основание. В первое время строительства мощеных тротуаров это обстоятельство никак не учитывалось. Впоследствии было принято половинчатое решение: выполнять гидроизоляцию не фундаментов зданий, а только строительных котлованов под плиточное мощение глубиной 70 см. При этом уплотненному дну котлована придается отрицательный уклон от стен здания, к фундаменту приклеивается рулонная вертикальная гидроизоляция, которая заводится на 1…1,5 м на дно котлована, а поверх устраивается основание под мощение. Таким образом хоть как-то вода, дренирующая через подстилающие слои песка и щебня, отводится от фундамента.

Укладка плиточного мощения вместо нелюбимого всеми асфальтобетонного покрытия, при всех своих дефектах все же отводящего определенную часть ливневых вод, способствует увлажнению стен зданий ниже уровня покрытия.

На тротуарах, примыкающих к зданиям, имеющим историческую ценность, следует предусматривать специальную полосу вдоль фундамента, в котором швы должны быть заполнены гидроизолирующим материалом или цементным раствором. При этом конструкция дорожной одежды должна включать дренирующую или водоотводящую прослойку под монтажным слоем (рис. 1). На практике строительства заполнение швов гидроизолирующим материалом не производится (это очень трудоемкая операция) и вода, дренирующая через швы плитки, негативно влияет на стены фундамента ниже уровня дорожного покрытия.

применение брусчатки

Рис. 1. Водоотвод из монтажного слоя

По действующим нормативам, при приемке работ по устройству дорожного покрытия из брусчатки контролируются швы, поперечный уклон, ровность и высотное положение камней (уступы между двумя соседними камнями). Величина вертикального уступа между двумя соседними камнями (СниП III-10-75 «Благоустройство территорий» (пп.3.23, 3.25) и СниП 3.06.03 – 85 «Автомобильные дороги») не должна превышать 2 мм. Авторами были проанализированы влияние допусков камней мощения на величину вертикальных уступов. Техническими условиями, действующими в Санкт-Петербурге, ТУ 5746-001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог», установлены допуски по толщине искусственных камней мощения: до 80 мм - (плюс/минус) - 3 мм; для камней 80 и более мм - (плюс/минус) 5 мм. Предельное отклонение ровности песчаного основания при проверке двухметровой рейкой - 5 мм. По результатам анализа уравнения для установления ровности сборного дорожного покрытия следует что, при существующих допусках основания и толщине камней мощения, только в четырех случаях из шестнадцати не требуется перекладка покрытия. Это свидетельствует о том, что или нормативы по вертикальным уступам между соседними камнями завышены или, наоборот, требуется ужесточение допусков по ровности основания и толщине камней.

Правильное использование брусчатки

Обратим внимание, что основной материал дорожного покрытия пешеходных зон - бетонная брусчатка, толщина которой 80 мм не рассчитана на систематическое движение автотранспорта, а толщиной 60 мм - и вовсе не предназначен для его движения. Теперь, из-за недочетов допущенных при их проектировании - большинство пешеходных зон постепенно превращается в парковки автомобилей, что негативно сказывается на эксплуатационных показателях камней мощения. Важно знать правила использования брусчатки.

На дорожном покрытии из искусственных камней мощения, порой происходят травматические случаи. Сцепные свойства лицевой поверхности камней мощения в России, в отличие от зарубежных стран, не нормируются. В городах улицы мостятся двумя видами плитки. Одна - цементно-песчаная, изготовленная прессованием. Она не скользкая. Другая-фигурная, литая в пластиковых формах. Она практически не пропускает влагу и в мороз заледеневает. Но именно эта плитка пользуется повышенным спросом у наших строительных организаций-просто потому, что выглядит симпатичнее. Если сравнивать камень с гладкой и фактурной лицевой поверхностью, то наилучшими сцепными свойствами обладает последний. Его предпочтительно использовать на пешеходных зонах с большой интенсивностью движения, на участках дорог и площадей с выраженным уклоном рельефа.

Дорожные покрытия из камней мощения, требуют более тщательного ухода, чем например, асфальтобетонные. Во избежание разрушения декоративного слоя камня и его лицевой поверхности не рекомендуется использовать для уборки инструменты с металлической рабочей частью или поверхностью, а также средства содержащие техническую соль. Эти правила осложняют уборку таких покрытий эксплуатирующими организациями. Гранитная плитка, которая красиво выглядит летом, зимой превращается в ледяное убожество. Долбить наледь ломами дворники опасаются и щедро посыпают ее солью. Чуть протаявшая и перемешанная ногами прохожих, она превращается в еще более удручающую картину.

Зима для городских коммунальных служб - самая напряженная пора. Уборка улиц от снега и очистка ото льда – процесс весьма трудоемкий, требующий значительных затрат времени и средств. Однако встречаются пешеходные зоны оборудованные тротуарами с подогревом. Шведская система подогрева МELTAWAY WIRSBO представляет собой трубы, монтируемые в основание дорожной одежды по которым циркулирует горячая вода и незамерзающая жидкость. Такое решение значительно облегчает уборку улицы в зимнее время. Система снеготаяния подогревает мощеное покрытие дороги, снег и лед тают, а талая вода затем стекает в канализацию. В результате сокращается ручной труд дворников, не нужно организовывать посыпку тротуаров песком с солью, вывозить снег. Отсутствие механического воздействия на дорожное покрытие позволяет увеличить срок его службы. Положительный эффект достигается также от снижения аварийности и травматизма.

Общая задача производителей камней мощения, проектировщиков и строителей - сделать так, чтобы человек во время ходьбы по дорожному покрытию не наблюдал серый бесформенный асфальт, а с удовольствием смотрел под ноги, не думая о том, как не упасть и не получить травму. Для этого, следует учитывать уже имеющийся опыт строительства и эксплуатации дорожных покрытий из искусственных камней мощения, внедрять новые технологии, совершенствовать нормативно-методическую базу их расчета.