В качестве объектов дизайна, имеющих особое значение для управления поведением человека и транспортных потоков в городском пространстве, применяются различные формы ориентирующей информации: графической и знаковой, пространственно ограничивающей и разделяющей (барьеры, щиты ограждения и т. д.).
Бетонные бортовые камни являются простейшими элементами, влияющими на поведение человека на улицах, фиксируя направление движения не только пешеходов, но и автомобилей. По ГОСТ 6665-82 «Камни бортовые бетонные и железобетонные», они делятся на прямые рядовые и криволинейные (радиусные). Наиболее популярны прямые рядовые бортовые камни для магистральных дорог БР 100. 30. 18 (1000x300x180 мм), улиц и дворовых территорий БР 100. 30. 15 (1000х300х150 мм), тротуаров БР 100. 20. 8. (1000x200x80 мм). Тротуарные бортовые камни из бетона производятся также с замковым соединением (паз-гребень), обеспечивающим надежную фиксацию камней относительно друг друга, а также технологичность в работе при устройстве закруглений дорог.
В настоящее время, в связи с ростом парка автотранспортных средств, в городах используются различные барьеры и бетонные надолбы для предотвращения въезда автомобилей на пешеходные территории и обеспечения безопасности пешеходов (рис. 1). В российских городах особенно популярны надолбы сферической формы (размеры в плане: 600x600x300 мм).
Рис. 1. Бортовые камни, брусчатка, надолбы и бетонные водосборные лотки - наиболее распространенные элементы пешеходных зон
Бортовой камень из горных пород
Бортовые камни из горных пород должны изготовляться из материала, не затронутого выветриванием, и отвечать требованиям по морозостойкости и прочности при сжатии данным, приведенным в таблице на рис. 2. Требования к бортовым камням из изверженных горных пород с водопоглощением менее 0,5% на морозостойкость не предъявляются.
Рис. 2. Требования к бортовому камню из горных пород по прочности и морозостойкости
Марки и размеры бортовых камней должны соответствовать указанным в таблице на рис. 3.
Рис. 3. Размеры бортовых камней из горных пород по маркам
Приведенная в этой таблице маркировка бортовых камней принята действующими стандартами и означает:
- Г - горная порода (материал, из которого изготовлен бортовой камень);
- П - прямоугольная форма бортового камня как с фаской, так и без нее, а также с косым скосом;
- В - прямоугольный въездной бортовой камень;
- К - криволинейный бортовой камень.
Длина криволинейных бортовых камней измеряется только по верхней кромке вертикальной наружной грани.
Бортовые камни из горных пород всех видов должны иметь обработанные поверхности с пиленой, термообработанной или точечной (бучардированной) фактурой:
- верхнюю горизонтальную грань по всей ширине;
- видимую лицевую часть вертикальной грани;
- фаску по кромке лицевой грани, выполняемую под углом 45 к горизонтали и скос на всю высоту камня с линейным размером по верхней грани 30 мм;
- полоски по кромке тыльной вертикальной грани и кромкам торцевых граней шириной 20 мм.
Остальные поверхности бортового камня фактурной обработке не подлежат. Специальные машины и инструмент для обработки камня используют при производстве бортовых камней из природных материалов.
Неровности на торцевых гранях бордюрного камня не должны выступать за плоскость обработанной полосы этой грани.
Неплоскостность вертикальных и горизонтальных обработанных поверхностей и отклонение от проектной кривизны лицевой поверхности криволинейных камней не должны превышать для пиленых камней 3 мм, для колотых камней 5 мм на 1 м длины бортового камня. Отклонение прямоугольности на длину обработанных поверхностей не должно превышать для колотых камней 4 мм, для пиленых 2 мм.
Допустимые отклонения линейных размеров бортовых камней из горных пород по высоте должны быть для камней пиленых ±15 мм, колотых ±30 мм; по ширине фаски и по ширине верхней горизонтальной грани для камней пиленых ±3 мм, колотых ±5 мм.
Величина впадин на торцевых гранях - 5 мм.
Величина выступов и впадин на необработанной части боковых граней на лицевой стороне для камня марок 4ГП и 5ГП равна ±20 мм, а на тыльной +50-10 мм; для камней остальных марок соответственно ±30 и +70-20 мм.
К бортовым камням предъявляются также дополнительные требования по солестойкости пород, из которых они изготовлены.