Огромную роль в строительстве и архитектуре многих городов нашего государства, в создании их неповторимого облика, их строгого и стройного вида сыграло широкое применение разнообразных природных камней. Особенно широкомасштабно природный облицовочный камень начал использоваться в отечественной архитектуре и строительстве в последние 300 лет. Наиболее яркий пример этому использование природного камня в архитектурных памятниках и сооружениях Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Рассматривая историю применения природного камня в отечественной архитектуре и строительстве, можно выделить несколько периодов, в каждом из которых создаются прекрасные неповторимые изделия из камня.
Одним из таких периодов является время использования природного камня в архитектуре стиля раннего барокко (1700-1760 гг.). Типичной для этого периода была относительная простота внешней архитектурной отделки большинства построек, что объясняется ограниченными экономическими возможностями нашего государства в тот период. Второй этап развития русской архитектуры (середина XVIII в.), именуемый развитым барокко, отличается чертами высокой декоративности, необыкновенной живописности и пластичности архитектуры каждого здания, обилием лепки, разнообразием обрамления дверей и окон картушами, множеством скульптур во внешнем оформлении зданий.
Почти шестидесятилетний период существования архитектурного стиля барокко характеризуется широким использованием в первую очередь монохромных карбонатных пород преимущественно серых, светло-серых, зеленоватых тонов, представленных известняками, доломитами, туфами. Эти породы использовались для устройства фундаментов, кладки цокольных этажей, сооружения лестниц, настилки тротуаров. Примерно в 1750 г. началось широкое использование крепких известняков и мраморов для изготовления колонн и пилястр, капителей, карнизов и других архитектурных деталей. Известковые туфы в этот период большей частью использовались в качестве статуарного камня, а также для сооружения фонтанов, устройства балюстрад и других декоративных целей. В этот же период началось использование более крепких пород, таких как гранит. Однако объемы его потребления были ограничены. В основном эти камни использовались при строительстве пристаней и верфей, оборонительных фортов в заливах, реже при строительстве общественных и жилых зданий.
Период с 1760 по 1860 г. охватывает архитектуру классицизма в России и характеризуется большим количеством монументальных зданий, в которых в качестве конструктивных и декоративно-облицовочных материалов широко использовался природный камень высокой прочности. В этот же период в монументальном строительстве начали широко использовать черные шунгитовые сланцы и породы типа габбро и лабрадоритов. Наличие значительных запасов природного облицовочного камня в России позволило создать во многих городах и прежде всего в Петербурге уникальные, величественные сооружения и неповторимые архитектурные ансамбли. В 1762 г. в Петербурге начала свою деятельность Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая уделяла большое внимание планировке городов, ансамблевой застройке площадей и строительству мостов.
Здания и сооружения этого периода характеризуются последовательным использованием форм и приемов классической архитектуры античного времени. Они отличаются большой художественной выразительностью и величественной простотой, достигаемых с минимальным использованием декоративных средств. Именно в период господства в русской архитектуре стиля строгого классицизма были созданы выдающиеся мемориальные памятники и другие высокохудожественные произведения, такие как памятник Петру I, установленный у Инженерного замка, памятник Петру І «Медный всадник», памятник А. В. Суворову, обелиск «Румянцева победа» в Ленинграде, памятник Минину и Пожарскому в Москве и другие. В этот период в Москве и Санкт-Петербурге сооружается ряд уникальных в архитектурном отношении зданий и монументов. Здания характеризуются применением гранитов для стилобатов, цоколей, парадных лестниц и других архитектурных элементов. В стиле высокого архитектурного классицизма строят в России в этот период ряд соборов.
Следующим этапом применения природного камня в архитектуре и строительстве следует рассматривать эпоху капитализма (1861-1917 гг). В этот период в строительстве городов превалировали три архитектурных направления:
- эклектизм, выражающийся в формальном механическом соединении различных архитектурных стилей и характеризующийся широким применением облицовочного камня для цоколей и цокольных этажей, устройства лестниц, пандусов, изготовления из камня орнаментных элементов и других архитектурно-строительных деталей. Характерно, что в этот период в основном использовались дешевые природные камни;
- модерн, характеризующийся нарочитой причудливостью и надуманностью архитектурных форм с широким использованием природного камня;
- неоклассицизм ретроспективного характера, то есть обращенного в архитектуру прошлого, который ускорил распад архитектуры типа модерн. Характерным для рассматриваемого времени является широкое применение природного камня, главным образом для облицовки фасадов большинства строящихся зданий.
Последним этапом использования камня в архитектуре и строительстве является послереволюционный советский период. В этот период декоративный, долговечный и конструктивный материал, которым является природный облицовочный камень, начал широко применяться в строительстве и архитектурной отделке общественных и административных зданий, создании мемориальных комплексов и некоторых жилых домов. В камне начали строиться новые сооружения - метрополитены. Потребность в камне постоянно возрастает в связи со строительством пешеходных и транспортных тоннелей, мостов, набережных, путепроводов и других объектов, архитектурное оформление которых требует больших объемов природного облицовочного камня. Значительный объем монументального строительства и сооружения памятников выдающимся государственным деятелям, ученым, писателям приходится также на этот период.
Использование облицовочных камней в архитектурных сооружениях и монументах
С начала периода массового использования природного облицовочного камня в архитектуре и строительстве формировались и развивались классические приемы архитектурных решений отделки зданий и сооружений природным камнем. Фасады зданий облицовываются каменными плитами и изделиями на высоту 1-2 этажа. Для этих целей используются высокодекоративные прочные горные породы интенсивных расцветок, главным образом различные граниты. Камню, как правило, придается фактура полированная и «скала». Архитектурные каменные детали и изделия должны вырисовываться на фоне стены.
Для особо важных архитектурных построек и монументальных зданий применяется в основном сплошная облицовка фасадов. Верхние этажи отделываются более светлым камнем простой пиленой или полированной фактуры, так как на больших расстояниях исключается возможность рассмотреть декоративные особенности камня. Нижние части зданий облицовываются более темными камнями.
Интерьеры зданий и метрополитенов отделываются главным образом мраморными плитами различных расцветок Полированной фактуры. Большая роль отводится здесь правильной компоновке плит для получения естественного рисунка, присущего той или иной разновидности камня.
Разнообразная окраска природных облицовочных камней дает возможность строителям, архитекторам, скульпторам осуществлять оригинальную цветовую и фактурную отделку как архитектурных, так и скульптурных произведений.
Из многочисленных строительных материалов, применяемых в монументальном строительстве, природные облицовочные камни являются наиболее колоритными и долговечными, позволяют создать яркие архитектурные и скульптурные ансамбли, отличающиеся высокой выразительностью и красотой.
Преимущество цветного камня перед другими строительными материалами состоит в его высоких художественно-декоративных особенностях, в высокой механической прочности, долговечности, морозостойкости, устойчивости против агрессивного влияния пресных и соленых вод.
Широкий ассортимент изделий и облицовочных материалов из природного камня с их богатой гаммой расцветок позволяет архитекторам, скульпторам и строителям в каждом конкретном случае делать выбор декоративного камня для своих творческих решений и осуществлять сооружение объектов на высоком идейно-художественном уровне.
В архитектурных ансамблях гранит незаменим. Часто он служит своеобразным связующим звеном, объединяющим части в единое целое. Гранит как материал привлекает зодчих в поисках архитектурного образа различных по своей типологии общественных сооружений.
Убранство из природного камня всегда полностью соответствует архитектурному образу любого репрезентативного, величественного здания. Впечатление монументальности достигается благодаря композиции основных объемов здания, колоссальности ордера, крупной фактуре «шуба», обрамление входных дверей и окон полированным камнем. Все это создает сложную контрастную игру поверхностей, подчеркивает красоту и разнообразие форм здания.
Долгое время взаимоотношение архитекторы и скульптуры укладывалось в привычные канонические связи элементов композиции и фигуры, цоколя, стилобата. Все более усложняющиеся взаимосвязи скульптурных и архитектурных форм приводят к необходимости отказаться от канонических решений, в свою очередь это приводит к более свободному владению материалами, часто к их новым и неожиданным сочетаниям и соединениям. Можно выделить три основные тенденции взаимосвязи архитектурной и скульптурной форм: скульптурные монументы; архитектурно-скульптурные; архитектурно-скульптурные ансамбли.
Среди примеров, иллюстрирующих первую тенденцию, - памятники выдающимся деятелям государства, деятелям науки и культуры. Такие памятники являются, как правило, композиционными центрами просторных торжественных площадей, выразительными градостроительными доминантами. Скульпторы и архитекторы ищут также пластически образные средства, которые помогли бы достойно воплотить в бронзе и граните образы выдающихся личностей общества. Немаловажную роль в индивидуализации памятников принадлежит правильному выбору материалов, решению пьедесталов, благоустройству. Интересны решения, когда фигура и постамент выполнены из одного материала гранита.
В скульптурных монументах взаимоотношение статуи и пьедестала строится на принципах нюанса и контраста.
В первом случае темная бронза гармонирует с серыми гранитами, во втором - контрастирует с красными гранитами. Выразительный художественный эффект дает и контраст полированных и необработанных поверхностей гранита.
Примерами архитектурно-скульптурных ансамблей являются монументы в честь героической обороны Ленинграда, Октябрьской революции в Киеве, боевой Славы Советских Вооруженных Сил во Львове. Каждый из них наполнен своим содержанием. Например, в Санкт-Петербурге за высоким обелиском, на котором золотом начертаны памятные всем даты начала и окончания войны, - гранитное кольцо с разломом, обращенным в ту сторону, откуда город нанёс свой сокрушительный удар по врагу. Внутри кольца как реквием героям - Вечный огонь светильников вокруг скульптурной группы «Блокада». Такая композиция воплотила в граните и бронзе трагедию города и подвиг его защитников.
Благодатнейший облицовочный материал - мрамор. Именно в нем впитана голубизна озерной воды, сумрачная таинственность леса, розовая нежность зари и густой багрянец вечернего горизонта, поэтому и столь большая его популярность у архитекторов и скульпторов. Мастерство обработки этого удивительного камня совершенствовалось веками. Чем больше мы всматриваемся в архитектурные и скульптурные произведения из мрамора, тем больше выявляем многоликость его красы. Среди множества облицовочных камней красный и малиновый кварцит трудно перепутать с другим камнем, его выделяет в архитектурных сооружениях пурпурная торжественность.
Уникален по своей красоте черный «арап» - карельский шунгит. Прошло уже много времени, когда при сооружении Исаакиевского и Казанского соборов, храма Исаакия Далматского в Петербурге широко использовался шунгит, но не потускнела его полировка, не угас цвет.
Гранит мы видим в огромных колоннах и цоколях зданий, в монументах и устоях мостов. Этот камень пестрит в наружной облицовке большинства архитектурных сооружений, приумножает славу своих месторождений и своих мастеров. Существуют целые каменные города, построенные с использованием в больших количествах облицовочного гранита, - Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск, Киев, Житомир и другие.
Лабрадориты отличаются красивой игрой цвета полевого шпата в синих, голубых, васильковых, зеленых и золотистых тонах, поэтому они имеют огромный все Возрастающий спрос при облицовке общественных зданий, строительстве памятников и монументов.
Составление каталога уникальных архитектурных сооружений и монументов с использованием природного облицовочного камня можно характеризовать как титанический труд, так как количество этих объектов огромное. С развитием цивилизации камень оживает и требует углубления знаний о нем. «Камень - не предмет роскоши, тщеславия или богатства, камень - практически выгодный материал, исключительный по своей прочности, неизменяемости, неувядающей окраске» - исчерпывающая характеристика этого уникального минерального сырья дана академиком А. Е. Ферсманом.